Заявление Исполкома Профсоюза адвокатов России о деятельности профсоюзных организаций в адвокатуре
Исполком Профсоюза адвокатов России считает необходимым довести до сведения органов государственной власти и управления, Координаторов сторон РТК, Президентов адвокатских палат субъектов Российской Федерации, адвокатских образований и адвокатов свою позицию относительно деятельности профсоюзных организаций в адвокатуре.
8 июля 2021 года на заседании Совета Федеральной палаты адвокатов России был рассмотрен проект Разъяснения Комиссии по этике и стандартам ФПА, согласно которому участие Профессионального союза адвокатов России в социальном партнерстве и заключение им отраслевых соглашений было предложено признать не соответствующим действующему нормативно-правовому регулированию в сфере адвокатской деятельности, а также принципам адвокатуры (законности, самоуправления, корпоративности, независимости и равноправия адвокатов).
Указанное Разъяснение подлежало утверждению советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и опубликованию на официальном сайте Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в сети Интернет для вступления в силу и придания ему обязательного характера для всех адвокатских палат и адвокатов.
Данный вопрос был также предметом рассмотрения Российской трехсторонней комиссии. Так, на заседании РТК по регулированию социально-трудовых отношений от 28 мая 2021 года был рассмотрен вопрос об указанном разъяснении КЭС ФПА, по результатам обсуждения которого было предложено Минюсту РФ (К.А. Чуйченко) обратить внимание на недопустимость нарушения прав членов Профсоюза адвокатов России должностными лицами Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации при рассмотрении Комиссией по этике и стандартам ФПА РФ запроса Президента ФПА РФ, касающегося привлечения к дисциплинарной ответственности адвокатов за осуществление ими профсоюзной деятельности, и принять соответствующие меры к недопущению дискриминации адвокатов по признаку принадлежности к профсоюзу и за осуществление
профсоюзной деятельности (подпункт «е» пункта 12 Выписки из Протокола № 4). Для реализации Решения РТК Аппаратом Правительства РФ было дано соответствующее поручение.
По итогам обсуждения Совет ФПА не утвердил указанное Разъяснение КЭС. Без утверждения Советом ФПА и опубликования в сети Интернет данное Разъяснение КЭС не имеет юридической силы.
Профессиональный союз адвокатов России приветствует решение Совета ФПА РФ не утверждать указанное Разъяснение КЭС, в связи с его несоответствием действующему законодательству.
Однако, одновременно с не утверждением Разъяснения КЭС, ФПА РФ сделало заявление (протокол № 4) по поводу Отраслевого соглашения в сфере адвокатуры на 2021–2023 гг., заключенного 31 декабря 2020 г. между Профессиональным союзом адвокатов России и Общероссийским отраслевым объединением работодателей в области права и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, в котором выражена позиция ФПА относительно деятельности профсоюзных организаций в адвокатуре, в котором по сути выражены те же позиции, что и в указанном Разъяснении, что не может не вызывать некоторое недоумение. Указанным заявлением ФПА по сути предпринята попытка лишить Профессиональный союз адвокатов России гарантированного ст. 75.1. Конституции России права на социальное партнерство в форме заключения соглашения с его социальным партнером.
В связи указанным заявлением Профессиональный союз адвокатов России считает необходимым отметить следующее.
Право каждого на объединение, в том числе на создание профессиональных союзов, закреплено нормами международного права: п. 4 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека; ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод; ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах; п. 1 ст. 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; ст. 5 Европейской социальной хартии (пересмотренной); Конвенцией N 87 Международной организации труда «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию»; Конвенцией N 87 Международной организации труда «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию».
Согласно практике Комитета по свободе объединения МОТ в соответствии с принципами свободы объединения все трудящиеся должны иметь право на создание организаций по своему выбору и на вступление в таковые. Таким образом, критерий для определения лиц, обладающих этим правом, не основан на наличии отношений найма, которые зачастую отсутствуют, как бывает, например, у лиц свободных профессий, которые, тем не менее, должны пользоваться правом на создание организации. (Сборник за 1996 год, п. 235; Доклад 304, дело № 1796, п. 464; Доклад 323, дело № 2059, п. 475; Доклад 326, дело № 2013, п. 416; Доклад 332, дело № 2221, п. 222; Доклад 336, дело № 2347, п. 628.)
Конституция России в статье 30 закрепила право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Конституционный суд РФ в Постановлении от 24.10.2013 N 22-П «По делу о проверке конституционности абзацев первого — восьмого статьи 3 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» сформулировал ряд важнейших правовых позиций, касающихся права трудящихся на объединение в профсоюзы:
— Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию демократическим правовым социальным государством, обязанностью которого является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина на основе принципов верховенства права и правовой демократии (статья 1, часть 1; статья 2; статья 7, часть 1), закрепляет в числе основных прав человека право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и гарантирует свободу деятельности общественных объединений (статья 30, часть 1). Право каждого на создание профессиональных союзов и на вхождение в них для защиты своих интересов провозглашено Всеобщей декларацией прав человека (пункт 4 статьи 23);
— право каждого на свободу объединения с другими, включая право создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации, закреплено Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статья 11), Международным пактом о гражданских и политических правах (пункты 1 и 2 статьи 22) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (под-пункт «а» пункта 1 статьи 8);
— названные международно-правовые акты, являющиеся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, не допускают при осуществлении права на свободу объединения никаких ограничений, кроме предусматриваемых законом и необходимых в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц;
— будучи институтом гражданского общества, профсоюзы путем сотрудничества с работодателями и институтами публичной власти обеспечивают участие работников в установлении условий труда и тем самым — взаимодействие гражданского общества и государства в сфере управления трудом, стабильность трудовых отношений. Соответственно, Конституция Российской Федерации защищает не только свободу создания профсоюзов, но и свободу их деятельности, с тем чтобы граждане, объединившись, имели возможность эффективно отстаивать свои социально-трудовые права и интересы;
— осуществляя соответствующее правовое регулирование, федеральный законодатель в силу статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 30 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации не вправе допускать искажений самого существа права на объединение в профессиональные союзы.
Статья 39 Закона об адвокатуре закрепляет право адвокатов создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) общественных объединений адвокатов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона о профсоюзах профсоюзом является добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.
Таким образом, необходимо заключить, что адвокаты, как и представители иных профессий, не работающих по трудовому договору, вправе объединяться в профессиональные союзы без каких-либо ограничений. Такое право является безусловным конституционным правом и вытекает из норм международного права, рекомендаций Международной организации труда и обязательств России с ними связанных, а также из системного толкования норм ст. 30 Конституции, ст. 39 Закона об адвокатуре, ст. 2 Закона о профсоюзах и не может быть ограничено.
Согласно статье 75.1 Конституции в Российской Федерации гарантируется социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность.
Статья 75.1 Конституции РФ в отличие от ТК РФ гарантирует социальное партнерство в самом широком смысле, безотносительно того, в рамках каких отношений оно возникает: трудовых, гражданских или иных.
Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» определяет профсоюз как добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов вне зависимости от того, на основании трудового, гражданско-правового договора или вообще без договора трудится человек. Право на объединение в профсоюз имеют лица, объединенные общей профессией, а не трудовыми или иными отношениями.
Право на объединение, в том числе в профессиональные союзы гарантировано статьей 30 Конституции: каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Право на ведение коллективных переговоров коллективных переговоров и заключение коллективных договоров (соглашений) закреплено ст. 13 Закона о профсоюзах. С учетом того, что все профсоюзы пользуются равными правами (п. 1 ст. 2 Закона), недопустима ситуация, при которой классические профсоюзы работников, работающих по трудовому договору, имели бы право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров, а профсоюзы работников нестандартных форм занятости (не работающих по трудовому договору) – не имели.
Согласно п. 1 ст. 15 Закона о профсоюзах отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений.
Пунктом 7.9. Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021 — 2023 годы стороны обязались гарантировать соблюдение законодательных и общепризнанных международных норм и правил о невмешательстве Сторон в деятельность друг друга и не препятствовать созданию и функционированию организаций профсоюзов и работодателей.
Пунктом 7.10. Генерального Соглашения закреплено распространение механизмов социального партнерства в сфере труда на всех трудящихся независимо от форм занятости. ФПА РФ выступило на стороне работодателей при подписании Генерального соглашения, поэтому обязательства, принятые на себя его сторонами, распространяются в том числе и на ФПА РФ.
Как следует из юридических заключений ученых-правоведов Академии Труда и Социальных Отношений , ЮИНИ Томского государственного университета , Профсоюз адвокатов России имеет право на участие в социальном партнёрстве .
Отсутствие у адвокатов трудовых отношений не влияет ни на право адвокатов на объединение в профессиональные союзы, ни на право профсоюзов на социальное партнерство, что, в свою очередь, полностью соответствует действующему законодательству, а также не может ущемлять принципы, на основе которых действует адвокатура (законности, самоуправления, корпоративности, независимости и равноправия).
Профсоюз адвокатов России требует прекратить вмешательство в деятельность профсоюзной организации, а также призывает все стороны социального партнерства к дальнейшему конструктивному сотрудничеству по реализации принципов, заложенных в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021 — 2023 годы, а также на развитие взаимоотношении на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования отношений, соблюдения определенных Генеральным соглашением обязательств и договоренностей (Профсоюз адвокатов России и ФПА РФ входят в состав сторон социального партнёрства подписавших Генеральное соглашение).